Начальное обученіе. Часть 3.
Школьная сѣть 1896 г.
Въ эту школьную сѣть вошли только селенія 35-ти крестьянскихъ волостей, посады же, какъ. болѣе зажиточные, а также нѣмецкія и еврейскія колоніи, какъ обезпеченныя школами, въ сѣть не включены, а равно и мелкіе населенные пункты вслѣдствіе ихъ разсѣянности. Принявъ въ основаніе положеніе, что въ начальныхъ сельскихъ школахъ уѣзда продолжительность ученія составляетъ около 5-ти лѣтъ и что количество дѣтей, подлежащихъ обученію (съ 8 до 12 лѣтъ) составляетъ 10% всего населенія, опредѣлено было, по статистическимъ даннымъ того года, количество дѣтей школьнаго возраста въ 23.289 душъ. Изъ нихъ въ существовавшихъ въ то время школахъ обучалось 10.267 дѣтей, остальные же 13.022 души, или 56%, оставались за порогомъ школы.
Количество новыхъ классовъ.
Что касается количества классовъ и школъ, которые слѣдовало вновь открыть, то управа рѣшила признать нормальнымъ классъ, не превышающій 60 учениковъ, и опредѣлила, что для заполненія сѣти необходимо создать 249 новыхъ классовъ. При этомъ положено въ тѣхъ селеніяхъ, гдѣ число дѣтей школьнаго возраста не достигаетъ 60-ти душъ, открывать такъ называемыя удешевленныя школы, которыя временно могли быть помѣщаемы въ обыкновенныхъ крестьянскихъ избахъ. Такихъ классовъ оказалось по сѣти 157. Для остальныхъ 92 классовъ, предназначенныхъ для болѣе крупныхъ селеній и соединенныхъ въ 50 школъ, требовалась постройка особыхъ зданій. Чтобы не встрѣтилось затрудненія въ наличныхъ средствахъ для постройки школьныхъ зданій, предположено выдавать сельскимъ обществамъ ссуды изъ школьнаго фонда съ разсрочкою платы на нѣсколько лѣтъ и вмѣстѣ съ тѣмъ возбуждено ходатайство передъ губернскимъ земствомъ, чтобы оно пришло на помощь уѣздному принятіемъ на свой счетъ одной третьей части его расходовъ на содержаніе учительскаго персонала.
Число районовъ и срокъ заполненія школьной сѣти.
Школьныхъ районовъ съ трехверстнымъ радіусомъ, согласно сѣти, оказалось 125. Заполнить эту сѣть предположено было въ теченіи 6-ти лѣтъ въ слѣдующемъ порядкѣ: въ 1897 году открыть школы въ тѣхъ 33 районахъ, гдѣ не имѣлось вовсе школъ, причемъ открыть 9 нормальныхъ школъ съ однимъ или болѣе классами и 39 удешевленныхъ: затѣмъ, въ послѣдующія 5 лѣтъ, съ 1898 года по 1902 годъ включительно, по 8 нормальныхъ и по 24 удешевленныхъ школъ.
Препятствія къ осуществленію сѣти.
Собраніемъ 1896 года планъ этотъ былъ утвержденъ. Осуществляя выработанную программу и широко примѣняя выдачу ссудъ на постройку школьныхъ зданій изъ уѣзднаго и губернскаго школьныхъ фондовъ, земство успѣло въ 1897 и 1898 г.г. открыть новыхъ 63 школы. Но въ дальнѣйшемъ дѣятельность земства, въ направленіи осуществленія программы, должна была по необходимости сократиться. Наступили неурожайные годы, послѣдовалъ законъ о предѣльномъ земскомъ обложеніи, и въ 1899 году оказалось возможнымъ открыть уже только 7 школъ, а затѣмъ, съ 1900 года по 1902, всего 8 школъ. Такимъ образомъ заполнеиіе сѣти не могло завершиться въ опредѣленный срокъ, и земству для достиженія желанной цѣли предстояло изыскивать новые способы и средства.
Новыя изысканія земства.
Прежде всего для болѣе яснаго представленія, въ какомъ положеніи находилось тогда дѣло обученія дѣтей въ уѣздѣ, составлена была въ 1902 году управою вѣдомость о распредѣленіи по волостямъ и посадамъ начальныхъ школъ всѣхъ вѣдомствъ, съ обозначеніемъ какъ народонаселенія по каждой волости и посаду, такъ и числа обучающихся въ нихъ дѣтей.
Согласно этому изслѣдованію въ 35-ти крестьянскихъ волостямъ и 6 посадахъ насчитывалось дѣтей школьнаго возраста 41378 (Въ сѣть 1890 года посады не входили. Съ включеніемъ посадовъ и число дѣтей значительно увеличилось, помимо прироста населенія за 8 лѣтъ.), обучалось же въ дѣйствительности къ началу 1902 года въ школахъ 19868, или 48%. Поэтому 21510 дѣтей, т. е. болѣе половины, за недостаткомъ школъ оставалось безъ обученія.
Малообезпеченность школами многолюдныхъ селеній
При этомъ замѣчено, что меньше всего обезпечены школами многонаселенные пункты съ населеніемъ сравнительно зажиточнымъ. Такихъ пунктовъ, съ населеніемъ свыше 3000 душъ, оказалось 34 — больше половины населенія уѣзда. Хотя съ 1897 года по 1902 годъ число школъ болѣе чѣмъ удвоилось, но число учащихся, не смотря на одновременное расширеніе 15 старыхъ школъ и уселеніе въ нихъ штатовъ, увеличилось въ меньшей мѣрѣ. Такое явленіе объясняется тѣмъ обстоятельствомъ, что большинство новыхъ школъ было открыто въ сравнительно мало населенныхъ пунктахъ и во временно отводимыхъ помѣщеніяхъ. Учрежденіе школъ въ многолюдныхъ пунктахъ предоставлено было начинанію самихъ сельскихъ обществъ и посадскихъ думъ. Поэтому съ 1897 года въ этихъ 34 большихъ селеніяхъ открыто было земствомъ всего 12 школъ, тогда какъ въ остальныхъ прибавилось за это время 62 школы.
MѢры къ открытію школъ.
Для достиженія лучшикъ результатовъ въ означенныхъ многолюдныхъ селеніяхъ, управою предложено было учредить постоянную комиссію изъ гласныхъ, съ приглашеніемъ на ея совѣщанія мѣстныхъ жителей; что же касается менѣе населенныхъ пунктовъ, то предположено открыть еще школы въ 47 селеніяхъ, — изъ нихъ часть по особымъ приговорамъ сельскихъ обществъ, часть же (около 30 школъ) на счетъ уѣзднаго земства, при участіи губернскаго въ одной трети части расхода.
Губернская треть.
Въ 1902 году принято было губернскимъ земствомъ рѣшеніе восполнять 1/3 расхода сельскихъ обществъ не только на постройку зданій, каковое пособіе выдавалось съ 1898 г., но и по ремонту ихъ, чѣмъ облегчалось дѣло приведенія въ порядокъ школьныхъ строеній. Въ слѣдующемъ году губернское земство постановило распространить свое участіе въ расходахъ и на содержаніе школъ, возмѣщая впредь 1/3 всего расхода уѣздныхъ земствъ и сельскихъ обществъ на народное образованіе (за исключеніемъ внѣшкольнаго образованія). При этомъ были выработаны типы школьныхъ построекъ, а также установлены размѣры смѣтныхъ расходовъ земства и сельскихъ обществъ на постройку, оборудованіе и содержаніе начальныхъ земскихъ школъ.
Освобожденіе сельскихъ обществъ отъ денежныхъ пособій земству.
Въ виду предстоящихъ значительныхъ затратъ со стороны сельскихъ обществъ на постройку школъ и расходовъ по содержанію, уѣздное земство постановило еще освободить тѣ сельскія общества, гдѣ будетъ достигнуто всеобщее обученіе, отъ принятыхъ ими обязательствъ вносить ежегодно въ кассу управы извѣстную сумму на содержаніе учительскаго персонала.
Земскія двухклассныя школы.
Земскимъ собраніемъ 1905 года постановлено, согласно полученному разрѣшенію министерства, преобразовывать, на общихъ условіяхъ содержанія земскихъ школъ, одноклассныя школы въ двухклассныя по особымъ ходатайствамъ сельскихъ обществъ и ассигновано дополнительно по 100 рублей на вознагражденіе преподівателямъ 2-го класса за обученіе пѣнію и Закону Божію.
Улучшеніе положенія учительскаго персонала.
Въ 1903 году увеличенъ земствомъ окладъ жалованья вторымъ учителямъ до 300 рублей въ годъ и размѣръ прибавокъ за выслугу лѣтъ всѣмъ учащимъ съ 50 до 75 рублей; кромѣ того рѣшено было уравнять завѣдывающихъ удешевленными школами по содержанію съ завѣдывающим и нормальными школами и увеличить учительскій персоналъ 2-мя запасными учителями (для замѣны больныхъ и проч.), въ ознаменованіе же 25 ти лѣтія учительской службы выдавать юбилярамъ на память отъ земства именные золотые жетоны.
Завѣдующіе школьнымъ хозяйствомъ.
Вслѣдствіе возрастающей трудности завѣдыванія школьнымъ дѣломъ, для исполненія особыхъ порученій управы по школьному хозяйству, а также для зазѣдыванія внѣшкольнымъ образованіемъ въ уѣздѣ учреждены земскимъ собраніемъ 1904 года двѣ должности завѣдывающихъ школьнымъ хозяйствомъ и приглашены на эти должности два лица изъ опытныхъ народныхъ учителей, съ окладомъ жалованья въ 800 рублей въ годъ и 200 руб. разъѣздныхъ.
Правительственный проектъ назначенія пособій земствамъ.
Наконецъ, въ 1906 г. министерствомъ народнаго просвѣщенія, въ цѣляхъ скорѣйшаго введенія всеобщаго обученія, составленъ проектъ назначенія земствамъ пособія отъ казны на содержаніе учащихъ, по 390 руб. въ годъ на одинъ комплектъ. Въ виду означеннаго проекта управою выработана была въ 1907 году школьная сѣть, утвержденная уѣзднымъ земскимъ собраніемъ, и возбуждено ходатайство объ отпускѣ Херсонскому уѣздному земству субсидіи, по числу 290 учащихъ въ земскихъ школахъ, въ суммѣ 113100 руб., съ ежегоднымъ увеличеніемъ ея, соотвѣтственно расширенію существующихъ и открытію новыхъ школъ. При этомъ земство обязывалось освобождавшіяся средства по содержанію учителей употреблять исюлючительно на постройку и оборудованіе новыхъ начальныхъ школъ и классовъ до того времени, когда будетъ достигнуто всеобщее обученіе въ уѣздѣ. Однако это ходатайство осталось безуспѣшнымъ.